УРОК ДОБРОПОРЯДОЧНОСТИ
КГУ «Нежинская средняя школа»
УРОК ДОБРОПОРЯДОЧНОСТИ
февраль, 2021
УРОК ДОБРОПОРЯДОЧНОСТИ 5 – 11 КЛАССЫ
24.02.2021 г.
Цель: привить подрастающему поколению негативное отношения к коррупционным действиям, научить противостоять коррупции.
Задачи:
Образовательная: просвещение, пропаганда и формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения; содействие взаимодействию с органами государственной власти, с физическими и юридическими лицами по вопросам реализации антикоррупционной политики.
Развивающая: способствовать развитию правового сознания, гражданской позиции, умению делать выводы на основе полученных данных.
Воспитательная: воспитание у молодежи позитивного отношения к нравственным нормам, составляющим основу личности, повышение уровня их правового сознания и правовой культуры; деятельностного подхода к антикоррупционным программам
Формы проведения: дискуссия, беседа, викторина, игра.
Формы воспитания: по времени воздействия – урочная, по методам – словесная и наглядная.
Методы воспитания: методы формирования сознания личности: рассказ, беседа, дискуссия; методы организации деятельности и формирование опыта социального поведения личности: упражнение, педагогическое требование; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности: поощрение, похвала, оценка.
Не извращай закона, не смотри на лица и
не бери даров, ибо дары ослепляют глаза
мудрых.
Библия
Самое главное при всяком государственном
строе – это посредством законов и остального
распорядка устроить дело так, чтобы
должностным лицам невозможно было
наживаться.
Аристотель
Ход занятия.
Создание положительного настроя на занятие.
"Поговорим? - О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? - Поговорим!
Нам будет интересно!"
Упражнение «Комплимент».
- Ребята встаньте в круг. У меня в руках клубок настроения. Передавая этот клубок, вы говорите своему соседу по плечу комплимент.
- Легко ли вам было говорить другу хорошее?
(Дети встают в круг. По кругу говорят своему соседу комплимент)
Пословицы и поговорки.
- Из двух частей составить пословицу о честности и правдивости. Одна часть на доске, вторая у меня на столе. Объяснить, как вы их понимаете.
Кто правдой живёт, что дрова руби.
Правду говори, да не всяк её творит.
Всяк правды ищет, тот добро наживёт.
( Кто правдой живёт, тот добро наживёт, Правду говори, что дрова руби, Всяк правды ищет, да не всяк её творит)
Вывод: Народная мудрость убеждает нас в том, что во все времена в людях ценили честность и порядочность, и данные пословицы тому подтверждение.
Учитель:
Нашим государством проводится огромная работа по обеспечению достойной жизни казахстанской молодежи. Приоритеты молодежной политики являются одними из ключевых целей Стратегии «Казахстан - 2050», инициированной Первым Президентом – Елбасы Н.А. Назарбаевым.
Даже в ежегодных послании есть замечательное обращение к Вам – молодому поколению: «Вы – воплощение всех наших надежд на будущее».
Елбасы- Первый Президент Н.А. Назарбаев твердо убежден, что каждый из Вас обязательно станет успешным, если будет усердно учиться, набираться знаний, при этом учиться и заниматься саморазвитием непрерывно всю жизнь.
В этих условиях огромная надежда и ответственность возлагаются на молодежь – на вас, которой предстоит продолжить эстафету созидательных дел старшего поколения, поднять планку национальной конкурентоспособности еще выше, обеспечить Казахстану в XXI веке процветание и мировое признание.
Родина начинается в семье, где формируется особое личностное отношение к своей земле, ее истории, культуре, населяющим ее людям, будням и праздникам, символам государства.
Независимость – многовековой мечты наших предков. Мы обязаны сохранить, уберечь, приумножить то, что помогало нам все эти годы – мир, дружбу, добропорядочность, единство и согласие. «Туған ел қыдырың, туған жер тұғырың» гласит народная казахская пословица (Родная страна – твое счастье, родная земля – опора).
Безусловно, добропорядочность нужно формировать общими усилиями всего общества. Сегодня каждый из вас должен глубоко осознать веление времени и четко следовать формуле: Добропорядочность – духовный стержень нации, норма жизни прогрессивного общества. Молодежь – базовая движущая сила будущего Казахстана, достойная смена старших поколений.
Составление кластера «Добропорядочность»
Переход к презентации «Что такое добропорядочность?»
Притчу «Старательный дровосек».
Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей.
О чем притча?
В ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло. Сегодня на уроке мы с вами поговорим как такое зло, творимое людьми, ведет к деградации нашего общества. Имя этому злу – коррупция.
Учитель: Что такое коррупция?
В течение 30 секунд подберите синонимы к этому слову, какие ассоциации оно у вас вызывает? Воспроизведите ваши мысли вслух.
вымогательство |
Продажность | правонарушение |
Коррупция |
Взяточничество | подкуп |
корысть Что мы знаем о коррупции? (Вопросы учащимся ) Я знаю, как это слово переводится. С латинского «растлевать». Вслушайтесь в это слово – «Р А С Т Л Е В А Т Ь ». Давайте вместе попробуем разобраться, есть ли в нашем обществе такое явление, как коррупция? Чем она угрожает именно вам? Как вы можете бороться с коррупцией? |
Вопросы | Правильные ответы |
Что такое взятка? | Денежные средства, полученные незаконно за какую-либо услугу, с использованием служебного положения. |
Чем отличается взятка от подарка? | Взятка, в отличии от подарка дается за услугу, с использованием служебного положения. Подарок дарится от чистого сердца, не прося ничего взамен. Подарок может быть завуалирован под взятку |
Что такое коррупция в Вашем понимании? | Коррупция – это использование служебного положения в личных целях. |
Из каких источников Вы знаете о коррупции? | Средства массовой информации, друзья, знакомые, родственники. |
Приходилось ли Вам стакиваться с коррупцией? | |
| | |
В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах:
Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.
Причины коррупции:
- Низкая заработная плата государственных служащих
- Незнание законов
- Желание легкой наживы
- Частая сменяемость лиц на различных должностях
- Нестабильность в стране
- Коррупция как привычка
- Низкий уровень жизни населения
- Слабая развитость государственных институтов
- Безработица
- Неразвитость институтов гражданского общества
Давайте вместе попробуем разобраться, есть ли в нашем обществе такое явление, как коррупция? Чем она угрожает именно вам? Как вы можете бороться с коррупцией?
Действительно, коррупция – это одна из серьезнейших проблем нашего общества, которая требует немедленного решения. Радует, что борьба против коррупции начата очень серьезная. Еще в 2003 году была принята Конвенция ООН против коррупции, и теперь ежегодно 9 декабря мы отмечаем Международный день борьбы с коррупцией. "От вашего «нет» зависит многое"»…
Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция является неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства и по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики. Коррупция вызывает в серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности. И борцом против этого недуга должна стать именно молодежь.
Тренинг (самостоятельная работа обучающихся)
Класс разбивается по парам.
Каждой команде дается индивидуальное задание: Обыграть три ситуации и разыграть сценки, соблюдая все полученные знания по антикоррупционной политике.
I ситуация: Преподаватель института вас заваливает на экзамене третий раз. Всем своим видом (а может и напрямую) он дает понять, что нужно заплатить. Ваши действия.
II ситуация: Вам, руководящему работнику, предлагают денежные средства, в обмен за определенную услугу, не соответствующую законодательству. Ваши действия.
III ситуация: Вам срочно нужен иностранный паспорт, что бы отдохнуть по горячей путевке. А его можно получить только через месяц. Ваши действия.
Дается время на подготовку. Каждая пара обыгрывает свою ситуацию. Учащиеся обсуждают, какие ошибки они заметили у других участников команд. И как правильно нужно было поступить в предлагаемых условиях.
Задание:
Разгадать ребусы в течение 3 минут,дать объяснения понятиям.
1 - тажШан, циярупКор
Шантаж - угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды.
Коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей,государственных чиновников.
2 - ротиякраБю, каВтзя
Бюрократия - высший чиновничий аппарат,администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките.
Взятка - плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.
3 - ствотельгамоВы, кетРэ
Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.
Рэкет - незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров.
Рефлексия «Две звезды и пожелание»
Подведение итогов
Вывод: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе? Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.
Таким образом, создаются все необходимые правовые, экономические и политические предпосылки для полноценной и эффективной борьбы с коррупцией и порождающими ее причинами.
Рефлексия.
- Какой совет вы дали бы человеку, который хочет стать честным?
Например: когда хочешь кого-нибудь обмануть, надо вспомнить глаза своих друзей ...
- Был ли наш разговор полезным для каждого из вас?
- О чём заставил задуматься?
2.Выскажите свое мнение о нашем занятии. Закончи предложения:
- Занятие показалось интересным ……..
- Меня заставило задуматься……….
- Я хочу поблагодарить
Просмотров: 271
Комментарии